Расценки на работы обновляются до цен 2024 года. Просим всех неравнодушных специалистов принять участие. Присылайте свои прайсы, замечания, дополнения на почту 89105049685@mail.ru с пометкой ПРАЙС 2024.





Звукоизоляция помещений – дело толстое!

По материалам http://www.master-forum.ru - официальный сайт журналов «Инструменты», «GardenTools» и «Всё для стройки и ремонта»  серии «Потребитель».

Шумом называют звук любой интенсивности, не несущий полезной информации для человека, и, когда речь заходит о желанной тишине, слово это приобретает негативную окраску. Посторонние шумы создают существенные неудобства, крайне отрицательно сказываются на нервной системе, да и вообще не на шутку отравляют жизнь. Не всегда мы с ходу обращаем на них внимание, например, музыкант-любитель за стеной поначалу почти не беспокоит, но через полгода вы готовы взвыть, едва заслышав первые аккорды. Техника прогрессирует, становясь более мощной и громкой; рождаются и растут дети - жизнь не стоит на месте. И если со взрослыми людьми можно худо-бедно договориться, то грудного ребенка не заставишь не плакать среди ночи. Раздражаться, ругаться и вести тихую войну с соседями - бесполезная трата и времени, и нервов. Намного эффективнее устранить изначальную причину этой проблемы - недостаточную звукоизоляцию.

ШУМ ШУМУ РОЗНЬ
По характеру возникновения шум разделяют на воздушный и ударный.

Первый – это звуковая волна, распространяющаяся в воздухе (например, голоса или музыка). Именно через воздух звуковая волна воздействует на стену, а та, в свою очередь, «переизлучает» ее уже с другой стороны непосредственно в помещение.

Второй - волна, рождающаяся в материале в результате механического воздействия на строительные конструкции и излучаемая ими во все стороны и направления. Самые частые причины ее возникновения - ходьба по полу, удары в стену, падение предметов, перемещение мебели. Уровень такого шума гораздо выше, чем воздушного, и зачастую создается ощущение, что исходит он со всех сторон. Все так - возникнув в одной из ограждающих конструкций, звук распространяется по всем остальным элементам.

Также существует понятие «структурного» шума - того, что «идет» по структуре материала. А причиной его зарождения могут быть и воздушные колебания, и «ударное» воздействие.

ЗВУКОИЗОЛЯЦИЯ И ЗВУКОПОГЛОЩЕНИЕ
Физически разные явления. Суть первого - отражение звуковой волны, второго - ее поглощение. Хорошо отражают звук плотные, а поглощают - рыхлые материалы. Наиболее эффективно работают многослойные «системы»: звук частично отражается от твердой поверхности, та его часть, что прошла дальше, частично поглощается рыхлой составляющей, затем вновь отражается следующим слоем, снова поглощается - и так далее. Суммарный эффект - изоляция воздушного шума.

Способность материала предотвращать распространение воздушного шума определяет индекс звукоизоляции Rw. Эта величина так же, как и шум, измеряется в децибелах и показывает, насколько звукоизоляция снижает его уровень.

Средний коэффициент звукопоглощения NRC (от 0 до 1) характеризует отношение поглощенной звуковой энергии ко всей энергии звука, попадающего на поверхность, усредненное по основным частотам речевого диапазона. Чем ближе он к нулю, тем хуже звукопоглощение.

Для упругих материалов не менее важна способность гасить ударный шум, которую характеризует индекс снижения ударного шума Ln,w. Чем он выше, тем лучше изоляция.

НЕ ШУМЕТЬ!
Согласно нормативам, в зданиях категории «В» (наименее комфортабельных) уровень ударного шума должен быть не выше 60 дБ, а звукоизоляция воздушного - не ниже 50 дБ. Эта норма не слишком хороша сама по себе, а если учесть отнюдь не высокое качество звукоизоляции в ряде новостроек и то, что многие дома были построены еще до введения новых СНиПов, становится очевидным - в большинстве жилых помещений звукоизоляция далеко не идеальна. И даже в квартирах, построенных по всем правилам, такая проблема часто возникает по вине самих хозяев. Многие в погоне за лишними сантиметрами высоты потолков по незнанию избавляются от акустических конструкций (чаще всего это касается пола) или нарушают принцип их действия. Так, например, несколько дюбелей, забитых через плавающий звукоизоляционный пол, становятся «мостиками» к железобетонной плите перекрытия и сводят на нет все старания строителей.

ПРАВИЛА АКУСТИКОВ
Первое, о чем нужно помнить: у акустических конструкций должно быть минимум жестких связей. К сожалению, вообще без них не обойтись, но предусмотреть их желательно ровно столько, чтобы обеспечить должную прочность и надежность конструкции.

Второе: четко соблюдать области применения материала. Например, тонкая пробковая подложка с характеристикой снижения шума до 23 дБ сработает только в плавающем полу, на стене она будет абсолютно бесполезна.

И третье: отделаться от воздушного шума «по-тонкому» не получится - эффект тем лучше, чем толще звукоизоляция.

Звукоизоляция помещенийЗВУКОИЗОЛЯЦИЯ СТЕН
По опыту производителей звукоизоляционных материалов, для комфортного проживания нужно изолировать межкомнатные и межквартирные перегородки на 52 и 62 дБ соответственно, но реализуют это далеко не всегда. Так что тем, кто ищет тишины, придется позаботиться о дополнительной изоляции стен.

Поскольку каркас перегородок, на котором крепится вся отделка, как правило, жестко связан с несущей конструкцией, звук (в особенности низкий) успешно путешествует по нему в обход заготовленных «заслонов». Еще одна распространенная причина отличного поглощения низкочастотного шума - отсутствие «начинки» в межкомнатных перегородках или трещины в них.

Для получения хорошей звукоизоляции перегородок каркасы стен двух соседних комнат должны быть независимы друг от друга, то есть не иметь общих деталей и соединений. Кроме того, места их крепления к жестким конструкциям изолируют упругими прокладками (теми, что используют в плавающих полах), чтобы исключить косвенную передачу звука. В качестве обшивки применяют гипсокартонные или гипсоволоконные листы (последние предпочтительнее с точки зрения звукоизоляции, но сложнее с точки зрения финишной отделки), а в качестве среднего слоя - рыхлый материал с NRC не меньше 0,8 и толщиной от 100 мм. В роли «начинки» чаще всего выступают маты из стекловолокна (Ursa, Isover) или минеральной ваты (Rockwool, специальные «Шуманет-БМ»). Они к тому же обладают и теплоизоляционным эффектом.

К примеру, перегородка из двух 12-миллиметровых листов ГВЛ на независимых каркасах с заполнителем «Шуманет» толщиной 100 мм и NRC=0,9 (все вместе с каркасом - 160 мм) обеспечивает звукоизоляцию 54 дБ, что более чем достаточно для внутри-квартирных стен.

Если стена несущая, то есть возможности переделать ее нет, выходом из положения будет либо сооружение дополнительной каркасной облицовки, либо установка готовых панелей.

Каркасная облицовка аналогична возведению перегородки «набело»: каркас крепят к «шумной» стене (разумеется, с упругими прокладками в местах соединения с полом, потолком и боковыми - но не изолируемыми! - стенами), обшивают ГКЛ или ГВЛ, а образовавшееся пространство заполняют звукопоглотителем. Конструкция отнимает у комнаты в среднем 130 мм, но «эффект» от нее - около 10 дБ.

Готовые многослойные панели ЗИПС (разработка компании «Акустические материалы и технологии») толщиной 40-130 мм состоят из чередующихся плотных и рыхлых слоев (от 2 до 4). Их особенность - виброразвязанные узлы, исключающие жесткое крепление к изолируемой стене. В местах соприкосновения со стенами, полом и по­толком ЗИПС изолируют упругим материалом. В итоге получают «плавающую стену». Наиболее популярна четырехслойная модификация толщиной 70 мм с поверхностной плотностью 40 кг/кв.м, снижающая уровень шума на 10 дБ.

Звукоизоляция помещенийЗВУКОИЗОЛЯЦИЯ ПОТОЛКА
Многим знакома ситуация, когда в многолюдных офисах телефонные разговоры мешают сосредоточиться и эффективно работать, даже если менеджеры разделены перегородкой. Звук «мечется» от поверхности к поверхности, и создается эхо.

Чтобы исправить ситуацию, в большинстве случаев достаточно устроить звукопоглощающий подвесной потолок. Его структура должна быть мягкой и продуваемой насквозь, тогда звуковая волна с минимальным отражением проникает в структуру материала и «вязнет» там. Если NRC потолочных плит больше 0,6-0,7, то их относят к акустическим. Кроме того, важны: плотность (от80 до 200 кг/кв.м) - потолок должен быть легким; светоотражение - чем выше этот показатель, тем «белее» своды; влагостойкость -чтобы без проблем выдерживали влажную уборку (кстати, плиты со значением 90-100% разрешено применять и во влажных помещениях); пожаробезопасность - хорошо, если строительные материалы трудновоспламеняемые и слабогорючие; нетоксичность, подтвержденная свидетельством Санэпидемнадзора.

Изготовляют потолочные плиты из стекловолокна, минерального волокна или базальтовой ваты. На лицевую часть клеят окрашенный стеклохолст. Наиболее популярен белый, но в «активе» выпускающих компаний, как правило, есть определенная цветовая гамма и колеровка на заказ. Стандартная форма плит - прямоугольник или квадрат размерами 0,6x1,2 м и 0,6x0,6 м соответственно.

Обычная подвесная система представляет собой решетку с ячейками 1,2x0,6 м или 0,6x0,6 м (размеры обусловлены европейским стандартом потолочных плит). Как правило, производители акустических потолков или сами ее выпускают, или рекомендуют определенную марку.

Подвесная система состоит из четырех разновидностей профиля. Первый, L-образный, монтируют к стене по периметру помещения (он является «сочленением» подвесного потолка со стеной). Второй - главные направляющие, пересекающие все помещение, подвешивают через каждые 1,2 м. Третий и четвертый виды - поперечные направляющие: те, что длиной 1,2 м - соединяют главные профили между собой, короткие по 0,6 м предназначены для деления ячейки размером 1,2x0,6 м на два квадрата.

Звукоизоляция помещенийК монтажу приступают после того, как в межпотолочном пространстве проложены все коммуникации. Ничто не мешает протянуть их и после сборки подвесной системы, правда, это более трудоемко. А вот осветительные приборы нужно устанавливать заранее.

Для начала план расположения направляющих чертят на бумаге так, чтобы они были симметричны относительно центра помещения - его «габариты» вряд ли точно совпадут с размерами каркаса, а в случае «центрированного» монтажа потолок будет выглядеть аккуратным.

Первую отметку высоты ставят с учетом того, что потолок должен находиться ниже всех проложены поверху коммуникаций. Чтобы не повторять возможной неровно­сти пола, для дальнейшей разметки пользуются водяным или лазерным уровнем, как бы продолжая первую «засечку» по всему периметру помещения.

По начерченной линии к стене крепят L-образный профиль. К плите перекрытия с шагом 1,2 м - регулируемые подвесы, к которым «подвешивают» главные направляющие. Через каждые 0,6 м их соединяют между собой «второстепенными» поперечными направляющими длиной 1,2 м, между которыми, в свою очередь, «прокладывают» короткие поперечины по 0,6 м (для потолочных плит 1200x600 мм они не нужны). Подвесную систему выравнивают водяным или лазерным уровнем, регулируя длину подвесов. В образовавшиеся «модули» вкладывают плиты из минерального или стекловолокна.

Хотя на первый взгляд схема монтажа достаточно простая, во избежание досадных ошибок производители рекомендуют доверить его профессионалам. Ведь кроме качественной сборки необходимо правильно провести расчет нагрузки на систему и подобрать соответствующий тип профиля.

У базового, так называемого эконом-варианта, акустического потолка обычная подвесная система, стандартная фактура поверхности, неплохое звукопоглощение и приемлемая цена (от«8,5 за 1 кв.м). Их чаще всего используют в офисных или общественных помещениях. Материалы с улучшенными акустическими и внешними характеристиками стоят дороже (от 15 за 1 кв.м). Дизайнерские «модели» отличаются многообразием и замысловатостью фактур, возможностью применять скрытую подвесную систему (потолок выглядит сплошным, без «сетки» подвесных элементов). Если с тыльной стороны плиты есть продольные разрезы, значит, ее реально выгнуть, создавая криволинейные поверхности.

Акустические потолки выпускают компании Armstrong (Голландия), Isover (Россия), JBN (Швеция), Rockfon (Дания), USG (США), Weisberg (Россия), «Кнауф-Акустика» (Россия).

Звукоизоляция помещенийЗВУКОИЗОЛЯЦИЯ ПОЛА
Ударный шум зачастую становится причиной возникновения острой проблемы «соседей сверху». Если «чистовой» пол настелен прямо на перекрытие, сосед снизу слышит не только шаги, но и малейшее шуршание, ведь уровень приведенного ударного шума железобетонной плиты толщиной 160 мм - около 77 дБ, в то время как самый «лояльный» норматив (для зданий категории «В») предписывает не более 60 дБ. Существует два способа решить проблему: сделать пол по всем правилам (с отменной звукоизоляцией) в верхней квартире или акустический потолок в нижней. Стоит отметить, что даже самые эффективные потолочные системы обеспечат звукоизоляцию не больше 10 дБ, да еще и отнимут 12-17 см высоты , в то время как в полу даже 3-милли -метровая подложка способна снизить уровень ударного шума на 17-18 дБ. Поэтому специалисты-акустики рекомендуют договориться с жильцами сверху, да и самим, обновляя пол, позаботиться о снижении шума, чтобы потом не испытывать на крепость нервы - свои и соседей.

Подложки для пола делают на основе материалов, имеющих высокий коэффициент упругости, способных амортизировать ударное воздействие. Например, стеклохолст с битумным покрытием «Шуманет 100» (Россия), маты из стекловолокна «Шумостоп С2/С4» и «Вибро-сил Е6» (Россия), крафт-бумага (или целлюлозное полотно), обработанное битумом и «посыпанное» кусочками пробки Icopal Parkolag, Katepal Parkkeri (Финляндия), агломерированная пробка Insulation Corkboard (Португалия), вспененные полиэтилены - как специальные, например, Quick Step Unisound (Бельгия), так и те, что применяют в качестве теплоизоляторов - «Энергофлекс», «Пенофол» (без фольгирования), «Теплозвукоизол». Цена материалов варьируется в зависимости от толщины и состава подложки: битумно-пробковая стоит от $3 за 1 кв.м; агломерированная пробка - до $15 за 1 кв.м.

Чтобы усилия не оказались напрасными, нужно исключить примыкание покрытия пола к жестким строительным конструкциям - перекрытиям и сте­нам, именно поэтому схему монтажа называют «плавающим полом».

Стеклохолст и маты из стекловолокна укладывают под стяжку. Их раскатывают по поверхности плит перекрытия с нахлестом полотнищ 10-20 мм или встык, в зависимости от типа материала, и проклеивают строительным скотчем. Чтобы стяжка нигде не касалась стен, полотнище заводят на стену на высоту чуть больше, чем ее предполагаемая толщина.

Пробку настилают под чистовой пол. Если у нее есть битумное покрытие, оно должно быть обращено вверх. Такую подложку кладут на основание без перехлеста и проклеивают швы строительным скотчем шириной 40-50 мм. Далее укладывают паркет или паркетную доску в соответствии с инструкцией производителя, склеивая элементы между собой, но не с подложкой. Для циркуляции влаги между покрытием и стеной оставляют сантиметровый зазор - потом его закрывают плинтусом.

Еще раз повторимся, что материалы для изоляции от ударного шума «работают» на рассеивание структурной волны, то есть за счет упругости, поэтому их использование в «вертикальных» конструкциях не даст эффекта вообще.

 

Информация рубрики базируется на опыте профессиональных строителей, нормативных документах, рекомендациях производителей стройматериалов, оборудования и комплектующих.

Есть интересная статья или совет? Пишите: office@62tender.ru

Нас находят по запросам: