Расценки на работы обновляются до цен 2024 года. Просим всех неравнодушных специалистов принять участие. Присылайте свои прайсы, замечания, дополнения на почту 89105049685@mail.ru с пометкой ПРАЙС 2024.





Выбираем проект дома, коттеджа: проблемы и решения

Вы уже определились из какого материала будет построен ваш будущий дом, дача : из кирпича, бруса, бревна или другого материала?

Тогда вам необходим проект.

Предлагаем вашему вниманию авторские статьи Владимира Тарасова, архитектора, генерального директора ООО Архитектурно-Дизайнерской студии «АЛЬФАПЛАН» . Эти статьи помогут вам сделать правильный выбор и, возможно, избежать ненужных ошибок при выборе проекта и строительстве и эксплуатации дома.

  • Общие принципы выбора проектов

  • Объемно-планировочные решения коттеджей

  • Строительная физика и жилищный комфорт  

Общие принципы выбора проектов

При строительстве дома следующий этап, после оформления земельного участка, это - архитектурный проект. Выбор проекта - это определение спутника вашей жизни на время строительства дома и, в виртуальном плане, как реализованный дом проект остается с вами на многие годы. От удачного или неудачного выбора проекта во многом будут зависеть ваши радости и огорчения в ближайшие годы.

Архитектор Витрувий (1 век до н. э.) писал: «Все в архитектуре... должно делать, принимая во внимание прочность, пользу и красоту». По-другому можно сказать: технологию, функциональность и эстетику. Это значит, что при выборе проекта необходимо найти удовлетворяющий вас компромисс между этими тремя принципами.

Как бывает при недооценке той или иной стороны архитектуры, легко проверить, проехавшись по нашим пригородам: удручающая тоска огромных сараев, где не достаточно была оценена эстетика, сразу подскажут, что это не тот путь, по которому разумно двигаться к реализации дома. Другая крайность - это недостроенные и заброшенные монстры, порожденные неправильной оценкой технологичности и экономичности проекта - памятники тщеславию их заказчиков.

К настоящему времени разработано огромное количество проектов, но продолжают появляться все новые варианты. Почему до сих пор нет неких универсальных архитектурных решений?

Если изобразить технологичность, функциональность и красоту квадратиками, то все выглядит очень просто. Однако в каждом доме сочетаются все три принципа одновременно, а наложение трех квадратов друг на друга создает сложнейшие геометрические фигуры, и количество возможных вариантов бесконечно. А если к трем квадратикам добавить еще и несколько иных: вкусовые особенности архитектора и Заказчика, местные строительные традиции, особенности земельного участка, то легко понять причину бесчисленного разнообразия проектов.

Проекты индивидуальные, каталожные и типовые

Первый вопрос, на который вам предстоит себе ответить, это нужен ли вам индивидуальный проект.

Площадь дома не является определяющей - по индивидуальному проекту может быть построен и небольшой дом. Основных причин, заказать индивидуальный проект, пожалуй, две.

Во-первых, это наличие у вас особых пожеланий или представлений об эстетике дома. Например, вы хотите аквариум под стеклянным полом гостиной, где будут плавать золотые рыбки, или вы хотите, чтобы в вашей гостиной тихо журчал водопад, или вы хотите, открыв дверь из вашей спальной, иметь возможность сразу опуститься в бассейн. Вряд ли найдется готовый проект под такие пожелания.

Другой случай - когда у вас земельный участок обладает особенностями, диктующими необходимость индивидуальных решений: например, на участке ярко выраженный рельеф, он имеет удлиненные пропорции в одном направлении, или имеет иные ярко выраженные природные особенности.

Тогда вам лучше найти архитектора, который смог бы решить поставленные вами задачи. Надо отдавать себе отчет в том, что индивидуальное проектирование - удовольствие дорогое и требует довольно много времени.

В иных случаях вас, как правило, сможет удовлетворить каталог, где можно найти подходящий для себя проект. Таким образом, вы экономите несколько тысяч долларов, и практичеки сразу сможете приступать к строительству.

Проекты каталога - это, по сути дела повторно применяемые индивидуальные проекты, продаваемые через каталог. Чтобы убедиться в этом, в качестве примера, можно сравнить российский каталог и пролистать каталоги финских или немецких домов. На страницах последних - типовые проекты. Они скучны по архитектуре - это проекты, созданные, как правило, под конкретную строительную фирму, строящую такие дома по своей обкатанной технологии.

Каталожные проекты представляют собой «золотую середину» между типовыми и индивидуальными. При доступной цене вы имеете большой выбор и можете найти интересную архитектуру.

Эмоциональное восприятие архитектуры

Вы можете не слушать музыку, которая вам не нравится, или не смотреть фильм, который вас не интересует. Однако архитектура дома, в котором вы живете, воздействует на вас постоянно независимо от ваших желаний. Поэтому, сила эмоционального воздействия архитектуры должна быть ниже, чем у других видов искусства.

Если вы в филармонии прослушали 5-ую симфонию Бетховена, то, вероятно, получили большое эмоциональное удовлетворение. Однако если бы вы слушали эту музыку постоянно не зависимо от вашей воли, то, быстро бы сошли с ума (вспомните «музыкальную шкатулку» из советского шпионского фильма, когда хорошего нашего парня пытают однообразной музыкой).

Архитектура в большей степени, чем другие виды искусства призвана к нейтрализации человеческих страстей, ее эмоциональная функция - успокоение, внушение душевного равновесия. Архитектура с ее ритмом, четкой геометрией и орнаментальной структурой вносит в жизнь чувство порядка, стройности и гармонии, и противостоит повседневным всплескам эмоций.

Спокойствие и безопасность, уравновешенность и гармония - такие чувства должно внушать произведение архитектуры.

К рождению экспрессивных, беспокойных архитектурных форм ведут подавляемые в подсознании архитектора чувства страха и агрессии. Наиболее часто встречающейся отрицательной эмоцией, которую может возбуждать архитектура, психологи называют чувство тревоги. Прекрасны постройки Гауди в Барселоне или Хундертвассера в Вене, но представьте себе город, где все дома выполнены в подобном стиле: это будет город сумасшедших, наподобие тех, которые без перерыва слушают Бетховена - своего рода, «архитектурная шкатулка». В оригинальный дом приятно придти в гости и выразить там хозяевам свое восхищение, однако жизнь среди экспрессивных форм является удовольствием сомнительным.

Красиво - это не значит сложно, и сложно - не значит красиво

Построить красивый дом - естественное желание каждого. Но есть определенная опасность: россияне утомлены серостью и однообразием панельных городов, в изобилии разбросанных по всей стране. И на подсознательном уровне возникает заблуждение, что «красиво» - это значит «сложно». На самом деле, это не совсем так, и здесь не следует ставить знак равенства.

Переусложненный деталями, углами в плане, изломами дом - это еще не предпосылка, что он будет красивым и удобным, но это стопроцентная гарантия того, что он будет стоить много денег, времени и сил.

Важной эмоциональной составляющей архитектуры является возбуждение интереса. Психологи называют интерес главной эмоциональной предпосылкой человеческой деятельности. Проект должен вызывать интерес, у него должна быть некая изюминка - это на мой взгляд очень важно.

Но: каждая линия на чертеже архитектора - это ваши затраты. И эти затраты должны быть разумными. Глупо за серьезные деньги построить сарай (для этого вообще не требуется проекта), но также глупо выбрать переусложненный проект, что приведет к неоправданным затратам. Есть много иных средств возбуждения эмоционального чувства интереса, кроме переусложнения дома.

Образ дома

Совсем иная сторона вопроса - это ваши личные вкусы и пристрастия. При выборе проекта имеет прямой смысл сформулировать их для себя.

Образ дома - это иное понятие, чем архитектурный стиль. Стиль - достаточно специфическое явление, и чтобы чувствовать себе уверенно в стилистике, надо обладать специальными знаниями и опытом, и это не является предметом статьи.

Образ в настоящем контексте я понимаю скорее как типологический характер дома: современный коттедж, замок, усадьба, бунгало и т.д. Перенесите свой повседневный бытовой вкус на архитектурный проект. Если вы любитель мебели в старом духе, смокингов с бабочками и платьев с рюшками и женских локонами, то, быть может, для вас нужен дом в историческом стиле. Но если вы любите современные решения, то и дом стоит строить современными методами в современных формах.

Великая Тайна Архитекторов или как задействовать интуицию

Психологи утверждают, что когда встречаются мужчина и женщина, то они определяют в течение первых восьми секунд, может ли у них что-то «склеиться» или нет. Это работает интуиция как результат накопленной информации и опыта.

Чтобы помочь вам, я расскажу вам о тайне, которую знают, или, по крайней мере, чувствуют подсознательно, все хорошие архитекторы. Эта тайна состоит в том, что между красотой чертежей и правильностью заложенных в них решений существует самая прямая и непосредственная связь.

Поэтому, у каждого хорошего архитектора на уровне подсознания заложено, что каждый выполняемый им чертеж должен быть красивым. Все легко понимают эту мысль, когда речь идет о фасадах - это очевидно. Но, на самом деле, это положение универсально.

Бумага, конечно, способна вынести все. Но, если чертеж не красив, не гармоничен, то это означает, что при строительстве дома или при его эксплуатации (в зависимости, что это за чертеж) возникнут проблемы. Наверное, в этом выражается закон всеобщей гармонии в мире. Никто не сможет доказать вам логически правильность этого утверждения, оно проверено только опытом - многих поколений архитекторов.

Например, если некрасиво выглядит план дома, то это означает, что в этом доме будет неудобно жить.

Если некрасиво выглядит на чертеже деталь, например, сопряжения кровли со стеной, то это означает, что в чертеже содержатся технические ошибки, и на практике эту деталь или вообще не удаствся выполнить, или она не будет правильно функционировать.

Если на разрезе некрасиво смотрится лестница, то по ней неудобно будет подниматься.

Этот перечень может быть очень длинным - он охватывает все стороны проектирования и все части дома.

Как воспользоваться этим правилом при выборе проекта? Попробуйте уловить общее впечатление от проектов, не вникая в их детали, не рассматривая их подробно: то есть попробуйте сделать примерно так, как вы оцениваете при первой встрече человека. Поймайте то чувство, которое вы испытываете, и проверьте, не возникает ли у вас ощущения беспокойства. Проверьте, не «цепляется» ли за что-то взгляд.

Когда вы едете на автомобиле по гладкому асфальту, то ваш взгляд ровно и спокойно скользит по дороге. Но если в асфальте ямы и ухабы, то взгляд задерживается, цепляется за них. Если происходит нечто подобное при разглядывании проекта, то попытайтесь определить причину возникающего беспокойства - что цепляет взгляд. Как правило, там, где цепляется взгляд в проекте есть ошибка.

Объемно-планировочные решения коттеджей

Каждый дом, в моем восприятии - это организм, то есть целостное, законченное образование, имеющее свой замкнутый функциональный цикл. И все факторы, влияющие на качество жилья в нем, сплетены в сложный и взаимозависимый клубок. Поэтому, трудно отделять отдельные темы для разговора о домах: например, говоря об ориентации дома или о его объемно-планировочных решениях, сразу же входишь в проблемы сохранения тепла, освещенности, защиты от влаги... Переплетения и пересечения тем появляются постоянно, и обойти их практически невозможно. Точно также, нельзя сказать, что важнее для человека в его организме: почки, печень или селезенка... Все важно, и все функционирует как единое целое - как организм. И проблема одного органа - это проблема человека в целом.

Поэтому, и разделение тем в статье тоже достаточно условно. В первой статье мы расставили ряд общих ориентиров для выбора проекта, связанных с эмоциональным и интуитивным восприятием архитектуры. Но, конечно, логический анализ проекта дома является также совершенно необходимым. В настоящей статье сделан акцент на функциональной стороне индивидуальных жилых домов: о вариантах их объемно-планировочных решений и об их удобстве их эксплуатации.

Ориентация по странам света

В отношении ориентации домов существует принцип: на север желательно обращать вспомогательные помещения, например, пристроенный гараж, лестницу, санузлы, прихожую, кладовые. На юг, соответственно, лучше ориентировать веранду, общую комнату, столовую. Этот подход удобен с точки зрения сохранения тепла в доме, и сточки зрения освещенности.

Чтобы было удобно проверять проекты по этому принципу, нарисуйте для себя простую схему с участком, где указаны стороны света, обозначьте направление входа в дом и заезда на участок. Держите эту схему под рукой, когда вы будете смотреть проекты.

Пространственные структуры коттеджей

Перед выбором проекта попробуйте определиться с пространственной схемой дома, которую вам хотелось бы реализовать.

  • С расположением в один этаж. Такой дом удобен для коммуникации, контроля за детьми. Для такого дома нужен сравнительно большой по размерам участок. Стоимость квадратного метра сравнительно высока. Это схема, распространенная в Финляндии и в Канаде.
  • Первый этаж и мансарда - удобная классическая схема. Самый экономичный вариант по стоимости квадратного метра.
  • В двух полноценных этажах. Мансарда полностью используется (стены второго этажа подняты на такую высоту, которая допускает эксплуатацию всей площади, в том числе и под скосами кровли) или в доме имеется второй этаж. Классическая, самая распространенная схема, полностью оправдана экономически.
  • В трех этажах. Такая компоновка бывает вынужденной при стесненных земельных участках. Недостаток - длинные вертикальные коммуникации: лишний раз с первого этажа на третий не сбегаешь.

Общие замечания к объемно-планировочным схемам

Можно выделить несколько основных типов кровель коттеджей. Самый распространенный тип - двускатные (равносторонние и неравносторонние). Очень выразительно смотрятся пирамидальные кровли - такой тип дома является преобладающим в южных регионах России, в Краснодарском и Ставропольском краях. Выбор типа кровли определяется архитектурными пристрастиями покупателя проекта и архитектора.

Наличие цокольного этажа определяется в зависимости от грунтовых условий на участке. Цокольный этаж будет проблематичен при строительстве дома на скалистом грунте или, наоборот, на болоте: крайности, как всегда, сходятся.

При наличии высоких грунтовых вод даже такие варианты как оклеечная гидроизоляция или специальные бетоны могут не спасти. Выполнение гидроизоляционных работ должно выполняться в таких ситуациях опытными строительными фирмами, что, тем на менее, не гарантирует решение проблемы отсутствия протечек в подвале.

Во всяком случае, при высоких грунтовых водах, даже если нет цокольного этажа, устройство дренажа вокруг дома ради защиты его стен от влаги будет являться разумным (и не слишком дорогостоящим) шагом.

Когда под домом запроектирован гараж и заезд в него находится ниже уровня земли, то это рациональный ход по использованию цокольного пространства дома. Но при строительстве такого гаража, даже при низком уровне грунтовых вод, предстоит предусмотреть отвод дождевой воды от затекания в помещение. Отвод воды должен быть связан с дренажной системой, без которой в такой ситуации практически не обойтись.

Гараж на одну или на две машины, на мой взгляд, лучше пристраивать к дому, что является беспроигрышным вариантом. Гараж может быть закрытым или представлять собой просто навес, открытый с одной или с двух сторон. Отдельно стоящий гараж можно связывать домом через крытый переход, чтобы в машину можно было сесть, не вымокнув под дождем.

При выборе проекта я бы рекомендовал обратить внимание на то, насколько въезд в гараж расположен удобно по отношению к входу в дом: лучший вариант, когда из гаража в дом или из дома в гараж, можно попасть напрямую, не выходя на улицу. Не удачными, на мой взгляд, являются варианты, когда заезд в гараж и вход в дом расположены с разных фасадов: тогда с ориентацией дома на участке не все будет удобно.

Если в опубликованном проекте цокольный этаж не предусмотрен, но вы решили, что в вашем доме он должен быть, то это не является проблемой: ведь речь идет о дополнительных площадях. Многие покупатели решают такой вопрос без дополнительных проектных работ путем принятия решений «по месту», то есть на стройплощадке. В этой ситуации надо грамотно перепроектировать разводку инженерных сетей (водопровод, канализация), расчет мощности систем отопления и снабжения электричеством, и правильно выполнить вентиляцию помещений.

Гораздо проблематичней обратный ход, то есть в проекте содержится цокольный этаж, а вы не можете его построить исходя из грунтовых условий. В таком проекте часть функций дома изначально перенесены в цоколь, например, техническое помещение (котельная), и найти для них площади на первом этаже окажется затруднительно.

Состав помещений и их площади

Помещения дома можно разделить на несколько функциональных групп:

  • зона коммуникации
  • зона сна
  • помещения для хобби, отдыха или работы
  • летние помещения (веранды, террасы, балконы)
  • технические помещения

Общая площадь дома для верхней части среднего класса находится в пределах 140 - 220 м 2 (без цокольного этажа). Состав помещений выглядит следующим образом:

1-ый этаж:

  • Прихожая - 6-10 м2
  • Гостиная (включая столовую) - 30- 50 м2
  • Кухня - 8-12 м2
  • Туалет - 3 м2
  • Техническое помещение - 6- 8 м2
  • Лестница на 2-ой этаж

Кроме названных помещений, без которых не обходиться первый этаж любого дома, часто там может располагаться также кабинет или комната для гостей площадью 10-14 м2, кладовая 3-6 м2 и (при отсутствии подвала), хозяйственное помещение или котельная 6-9 м2.

2-ой этаж:

  • Холл - 6-12 м2
  • Спальня родителей - 12-20 м2
  • Детская комната - 11-15 м2
  • Детская комната - 11-15 м2
  • Ванная комната - 6-10 м2
  • Лестница

Дополнительно на 2-ом этаже могут находиться гардероб или кладовая 4-8 м2. Обогащают архитектуру балконы или лоджии.

Рассматривая планы домов, следует обратить внимание, насколько удобно связаны между собой отдельные помещения.

Относительно друг друга расположение комнат может быть образовано по анфиладному принципу, когда комнаты последовательно связаны друг с другом (так строились многочисленные дворцы знати в былые времена), или по принципу отдельных ячеек, когда из центрально расположенного холла можно попасть во все помещения на этаже и на лестничную клетку.

В зоне коммуникации (гостиная, столовая, кухня, веранда) лучшим планировочным решением является, на мой взгляд, сочетание обоих принципов. Мне нравится схема, когда из холла, с одной стороны, можно попасть практически в любую комнату, а с другой стороны, все помещения связаны между собой по анфиладному принципу. На первом этаже гостиная и столовая представляют собой единое пространство, являющееся ядром дома, его главным помещением. Эта комната связана с кухней, которая часто тоже не выделяется в отдельное помещение, а лишь визуально разграничивается от гостиной мебелью: барной стойкой или стеллажами. Хотя кухня нередко отделяется от гостиной и обычной перегородкой с дверью или перегородкой из прозрачных стеклоблоков. Таким образом, на первом этаже отгораживается, как правило, лишь входной блок, включающий в себя прихожую, лестницу и туалет, а вся остальная часть этажа работает как единое пространство. Такая структура - с перетекающими друг в друга пространствами - создает не только ощущение простора и свободы, но и просто удобна. Суммарная площадь главного помещения в доме, состоящего из трех функциональных зон - гостиной, столовой, кухни - составляет 40-60 м2.

Второй этаж дома - зона компактных помещений личного характера, куда, как правило, гости не допускаются. Это зона, где доминирует принцип отдельных ячеек. Все помещения отделяются друг от друга перегородками, и носят уютный характер.

Холл делается всегда довольно большого размера, и является не просто распределительным помещением перед спальными, но и, часто, игровой площадкой для детей. Из холла двери ведут в спальные комнаты и в ванную. Если нет необходимости в типовом, самом распространенном варианте - в трех спальных - то освободившиеся площади используют под расширение холла, под рабочую комнату (кабинет), или как - либо по иному, например, под сауну или под комнату для хобби.

Не рационально наличие на плане коридоров, которые в большинстве случаев являются просто потерянной в доме площадью.

План дома и его интерьеры

Архитектор, проектируя дом, обязан думать не только о фасадах, но и об интерьерах. Комнаты необычных форм (отличные от прямоугольных) имеют целью сделать фасады и интерьеры дома более интересными и усложненными. К таким комнатам в проектах имеет смысл присмотреться внимательно.

В каталогах можно встретить комнаты со скошенными углами, например, срезанными под 45 градусов. В чем смысл скошенных углов и что они дают в плане архитектуры: есть ли тут интересный замысел? Обогащают ли такие углы интерьеры? Или они приносят свежесть и красоту фасадам? Если да, то это весомый плюс для приобретения проекта. Или, быть может, углы просто создадут трудности в расстановке мебели, но ничего кроме этого не приносят? Попробуйте представить себе ту комнату, где вы находитесь в настоящий момент, со скошенным одним углом... Решите для себя, нравится вам это или нет.

На мой взгляд, если такие углы скошены симметрично, и соответственно им расположены окна, то это может быть удачным интерьерным решением. Когда в комнате один скошенный угол из четырех, у меня лично это вызывает сомнения. Вызывают у меня также сомнения те случаи, когда на первом этаже ради красоты интерьера придают сложную форму большой по площади гостиной, а на втором этаже, когда над гостиной располагаются две-три спальных комнаты, они вынужденно приобретают неоправданные косоугольные формы.

Самый простой способ проверить, насколько удобной будет комната, это расставить в ней на плане мебель. Попробуйте сделать это мысленно, или, откопировав понравившийся проект, расставить на нем прямоугольники из бумаги по размерам мебели.

Я об этом уже говорил, но еще раз: за любое усложнение дома надо платить, и если усложнение не обоснованно какими-то реальными преимуществами, которое оно дает: будь то эстетика или функциональные удобства - это лишь только опустошение вашего кармана.

Одним из самых распространенных способов визуального обогащения интерьеров является применение эркеров. Они могут быть самой разной формы: треугольной, шестигранной, полукруглой. Это очень простой и эффективный прием, идущий корнями из классической архитектуры. Такие эркеры всегда являются плюсом архитектуре дома, когда они применены обоснованно и красиво.

Еще один распространенный ход - это применение двусветного (высотой на два этажа) помещения или части помещений. Двусветные пространства очень обогащают интерьеры и придают домам новое качество в интерьерах и в даже образе жизни, так как являются элементом роскоши. В коттеджах двусветными проектируют гостиные (или их часть), столовую или холл.

Имеет смысл обратить внимание на то, как запроектированы в коттедже окна. В их отношении можно привести тот же совет, что звучал уже и раньше: попробуйте представить себе, как будут выглядеть окна в интерьере. Странно будет выглядеть комната, окно в которой находится, по непонятной причине, где-нибудь в углу - к сожалению, иногда можно встретить в каталогах проекты, когда к таким решениям архитектор прибегает, например, ради сохранения симметричности фасада.

Подводя итог разговору об объемно-планировочных решениях, хотелось бы высказать общий вывод: архитектор при проектировании коттеджей имеет очень широкую свободу творчества, выбора объемных, планировочных, фасадных решений. При такой широкой свободе у профессионала просто не может быть накладок ни в одном отношении! Дом должен быть гармоничен и снаружи, и изнутри, и с технической точки зрения.

Строительная физика и жилищный комфорт

В двух предыдущих статьях речь шла о проектах домов с точки зрения архитектуры: их красоты и функциональности. Но не менее важным аспектом является строительная физика. Именно она определяет микроклимат помещений, их тепловой и воздушно-влажностный режимы, шумозащиту, освещенность и инсоляцию. Ошибки в области строительной физики стоят дорого, и часто за них приходится платить всю жизнь - причем в самом прямом смысле: если дом не имеет достаточной теплоизоляции, то его отопление будет стоить немалых денег. Поэтому, здесь есть один рецепт: не ошибайтесь и не экономьте, когда идет речь о вопросах жилищного комфорта. При таких ошибках даже самый красивый дом может вам всерьез испортить не просто настроение, но и жизнь. Не попадайте в ситуацию хозяев огромных пустующих сараев по тысяче квадратных метров площади, которые можно увидеть в наших пригородах с пустыми глазницами окон: когда уже были построены коробки, то хозяин подумал, а ведь эти дома еще надо как-то и топить и обслуживать... Бросить их оказалось дешевле.

Теплотехнические требования к дому

Одной из главных функций дома является сохранение тепла, что особенно важно в нашем неприветливом климате. Поэтому, конструкция наружных ограждающих элементов носит в этом плане принципиальный характер. Необходимым является безусловное выполнение требований СНиП 02-03-2003* «Тепловая защита зданий», который содержит в себе достаточно высокие требования к тепловой защите зданий.

Общепризнанная концепция теплосбережения состоит из трех основных позиций.

  1. Сведение к минимуму трансмиссионных потерь тепла. Этот фактор определяется величиной «приведенное сопротивлением теплопередаче». В России в настоящее время используется как правило «поэлементное нормирование», то есть для каждого элемента наружных ограждающих конструкций нормами задается минимально допустимое значение: для стен, окон, крыш и перекрытий над подвалами. Величины сопротивления теплопередаче для разных регионов различны. В последнее время широко применяется в Европе и начинает применяться у нас подход нормирования «по удельным теплопотерям». Сущность этого метода состоит в том, что нормируется расход энергии на отопление квадратного метра площади дома, а то, как это достигается конструктивно, отдается на откуп проектировщикам.
  2. Наружная оболочка дома должна быть плотной (непродуваемой) во избежание затрат тепла на обогрев инфильтрующегося воздуха. Здесь, главным образом, нормируется воздухопроницаемость оконных и балконных дверных блоков. Проблемными со стороны воздухопроницаемости являются каркасные и деревянные дома, там этому вопросу следует уделять особое внимание.
  3. Отсутствие (сведение к минимуму) «мостиков холода», обусловленных материалами и конструкциями стен. Во-первых, через мостики холода происходит большая утечка тепловой энергии. Во-вторых, в местах мостиков холода может выпадать конденсат, и при его систематическом наличии в этих местах может появиться грибок. Примером мостиков холода могут являться бетонные перемычки над проемами - если они уложены неправильно..

Если говорить о конструкциях наружных стен, то современные требования по теплоизоляции могут выполнить только многослойные конструкции с применением эффективного утеплителя (как правило, минеральной ваты). Такие стены состоят из трех основных оболочек: несущей части стены или каркаса, слоя утеплителя и наружной облицовки как защиты утеплителя от климатических воздействий.

Но: конструкции многослойных стен имеют свои тонкости, их проектировать и строить должны грамотные профессионалы! Для сравнения: каждый счастливый обладатель «Жигулей» вполне справляется с некоторыми видами ремонта, но навряд ли непрофессионал осмелиться запустить свои пальцы в блестящие кишочки «Мерседеса». Многослойные стены - это еще не «Мерседес» в строительстве, но на приличную машину это уже похоже.

Воздушно-влажностный режим помещений

В настоящее время преобладающей в нашем, даже коттеджном, строительстве является естественная вентиляция по следующей схеме: отработанный воздух удаляется непосредственно из зоны его наибольшего загрязнения, т.е. из кухни и санитарных помещений, посредством естественной вытяжной канальной вентиляции. Его замещение происходит за счет наружного воздуха, поступающего через неплотности наружных ограждений (главным образом оконного заполнения) и нагреваемого системой отопления.

Внутриквартирные двери, как правило, открыты или имеют подрезку дверного полотна, уменьшающую их аэродинамическое сопротивление в закрытом положении. Так, например, щель под дверями ванной и уборной должна быть не менее 0,02 м высотой. Квартира рассматривается в качестве единого воздушного объема с одинаковым давлением.

Но пункт 2 концепции по энергосбережению гласит, что дома должны быть плотными во избежания теплопотерь на обогрев инфильтрующегося воздуха. Европа в погоне за экономией энергии уже нажила себе ряд проблем, связанных с недостаточной вентиляцией и влажностью помещений: образование грибковой плесени в построенных герметичных домах называется одной из главных статей ущерба в «Ежегодном сообщении Министерства Транспорта, Строительства и Жилищного хозяйства.» Германии. Ущерб измеряется миллиардами Евро. Дома не должны быть подобны подводным лодкам по своей герметичности! И для нас, в России, сейчас важно использовать ценный европейский опыт с тем, чтобы оказаться в роли «умных», которые учатся на ошибках других.

Одно из направлений решения этой проблемы - специальные устройства для самовентиляции в окнах. В настоящее время такие системы набрали значительную популярность в Европе. Практически все серьезные фирмы - разработчики оконных конструкций и поставщики технологий - имеют в настоящее время в своих программах поставок того или иного рода системы ограниченного воздухообмена.

К числу систем самовентиляции новые нормы относят «климатические клапаны» - это тоже новое понятие в нашей практике. Именно климатические клапаны, по-моему мнению, представляют на сегодняшний день оптимальное решение проблемы микроклимата помещений. Работают они, как правило, на простом механическом принципе, не требуют усилий для обслуживания, в них сбалансированы высокие потребительские свойства и невысокая цена. Попуская в помещения строго дозированное, ограниченное количество воздуха, они уменьшают влажность и обеспечивают нормальную работу вытяжной вентиляции.

Но климатические клапаны не следует путать с «вентиляционными клапанами» , обеспечивающими заданную кратность воздухообмена в соответствии с нормативными требованиями на вентиляцию. «Самовентиляция» не равно «проветривание» - это понятия разные, и преследующие разные цели. Самовентиляция - это регулирование микроклимата помещений, проветривание - это выполнение гигиенической нормы по кратности воздухообмена.

Пароизоляция конструкций

Вспомните из школьного учебника физики закон сообщающихся сосудов: вода в двух соединенных сосудах всегда достигает одного уровня. Это, вообще говоря, универсальный закон: где чего-то много, то оно течет туда, где его мало.

Это касается и водяного пара, который содержится в воздухе. В холодный период года, который в нашем климате весьма продолжителен, водяного пара в помещениях всегда больше, чем на улице. Поэтому изнутри он стремится просочиться через все препоны наружу. Но на пути через ограждающие конструкции он в какой-то точке сталкивается с холодной поверхностью и выпадает от холодного шока в осадок. Это называется конденсатом.

При увлажнении теплоизоляции ее теплозащитные свойства падают, замерзание-оттаивание разрушает материалы, а при длительном выпадении конденсата образуется грибок. Поэтому, пароизоляцией не следует пренебрегать.

Общий принцип строительной физики гласит: изнутри плотнее чем снаружи. Это означает, что наиболее плотные слои многослойных конструкций должны располагаться со стороны помещений, а со стороны улицы - менее плотные. Тогда водяной пар не проникает в область возможной конденсации, где он может причинить неприятности.

Неудачными являются конструкции наружных стен, когда утеплитель находится со стороны помещения - это нарушает вышеназванный принцип! Тогда стены позади утеплителя со стороны улицы переохлаждаются, и на стыке минваты с поверхностью стены возникает опасность конденсации пара. Поэтому, чтобы соблюсти принцип «изнутри плотнее, чем снаружи», между слоем минваты и внутренней облицовкой из гипсокартона, приходится располагать пароизоляцию. И тогда весь объем помещения превращается практически в полиэтиленовый мешок. В этой ситуации спасти положение могут только климатические клапаны и, желательно, наличие приточно-вытяжной вентиляции.

Шумоизоляция

Защита от шума, быть может, не столь важная тема, когда речь идет о загородных коттеджах. Они располагаются, как правило, на достаточно тихих территориях. Современные пластиковые (или качественные деревянные) наряду со стенами обеспечат высокий уровень изоляции от воздушного шума.

Следует только не забывать, что шум бывает еще и ударным - это надо учитывать при изготовлении перекрытий. Для снятия передачи ударного шума через перекрытия применяются специально разработанные архитектурные детали, суть которых - иметь разделительную плоскость между бетонной плитой или балками и конструкцией пола в виде эластичных шумогасящих прокладок - как правило, из вспененного полиэтилена. При правильном выполнении перекрытий они не принесут никаких проблем с ударным шумом.

Освещенность

Принцип того, как обеспечить достаточную освещенность в жилых помещениях, проведен в СНиПе «Жилые здания», где указывается, что площадь оконных проемов должна соотноситься с площадью помещения от 1:5,5 до 1:8.

В настоящее время стало модным использование большей площади световых проемов - это красиво, это современно, это эффектно. Я обоими руками «за», но не следует забывать в этой ситуации один немаловажный нюанс, который часто упускается из виду. СНиП «Строительная теплотехника» в последней редакции содержит в себе изменение, которое гласит, что при приведенном сопротивлении теплопередаче окон менее 0, 56 м2С/Вт площадь остекления не должна превышать больше 18% от площади пола. Это не просто логичная, но и гуманная в нашем климате норма.

В строительной физике одно из понятий называется «радиационная температура». Дело в том, что один из способов передачи тепла - это перенос его тепловыми лучами в длинноволновом спектре. Тепло течет инфракрасным излучением от более теплых тел к более холодным. Например, вы сделаете красивый остекленный эркер и в нем поставите обеденный стол. В эркере будет нормальная комнатная температура, но вас будет преследовать ощущение холода, сквозняка, идущего от окон. Взяв в руки свечку, вы обшарите окна в поисках сквозняков, но таковых не найдете... А дело как раз в разнице температур тела человека 36,6С, и поверхности остекления, где как правило температура колеблется зимой в диапазоне 11-14С. Тепло тела оттягивается остеклением в спектре длинных волн, и возникает субъективное ощущение сквозняка.

Поэтому, если вы решились на большую площадь остекления, то не скупитесь и закажите окна с высоким приведенным сопротивлением теплопередаче.

Подводя итоги этого короткого и далеко не полного экскурса в сферы строительной физики можно сделать один неожиданный для россиянина вывод: чтобы хорошо построить дом, надо соблюдать действующие государственные строительные нормы и правила. Строительство - это та область, где не стоит по нашей общей привычке стараться обойти государственные установки стороной. Как ни непривычно, но строительные нормы написаны в ваших интересах.

Владимир Тарасов
архитектор, генеральный директор
ООО «Архитектурно-Дизайнерская Студия «АЛЬФАПЛАН»

источник: www.alfaplan.ru  , здесь же другая информация по теме загородного домостроения

Информация рубрики базируется на опыте профессиональных строителей, нормативных документах, рекомендациях производителей стройматериалов, оборудования и комплектующих.

Есть интересная статья или совет? Пишите: office@62tender.ru

Нас находят по запросам: